Медицинская академия «Генезис»
+7 495 21 21 311
Время работы:
ежедневно
8:00 - 21:00

> > Организация ухода за новорожденным и грудным ребенком

Организация ухода за новорожденным и грудным ребенком


Физиологической потребностью новорожденного является физический контакт с матерью и грудное вскармливание, о чем говорилось выше. Помимо этого у новорожденного есть другие физиологические потребности, которые он не может реализовать без участия матери.


Мочеиспускание и дефекация.

Новорожденный не может помочиться или опорожнить кишечник без помощи матери. Он может хныкать и даже плакать, пока не произойдут мочеиспускание и дефекация. Таким образом, новорожденный проявляет мочеиспускательный рефлекс, который формируется во время родов и связан со спазмом сфинктеров, сопровождающимся чувством страха и тревоги. Поэтому во время мочеиспускания и дефекации ребенок вновь переживает, эти негативные эмоции и ощущения и начинает плакать. Чтобы облегчить малышу это состояние мама может приложить его к груди и, успокоившись, ребенок справит свои нужды не отрываясь от груди. В условиях жаркого климата, где новорожденного можно держать без одежды, женщины успевают подставить какую либо посуду (широкий таз) под попу ребенка, приучая его тем самым к чистоте. Интересно, что такая физиологическая особенность новорожденного широко используется у народов, сохранивших первобытные основы воспитания. Например, в африканских странах, где женщины носят своих детей привязанными на спине или боку, не очень хорошей и чуткой считается та мать, которая через неделю после родов будет обмочена или испачкана испражнениями своего ребенка. Это является свидетельством того, что она недостаточно чутко относится к сигналам своего малыша.


Потребность в тепле и адаптации к новому температурному режиму.

Новорожденный появился на свет из матки, где температура окружающей среды была стабильной и не опускалась ниже 36 градусов Цельсия. В новых условиях такого постоянства температуры нет, поэтому возникает необходимость приспосабливаться к новому температурному режиму. Понятно, что термоадаптация должна проходить мягко и постепенно. А пока без тесного телесного контакта с матерью малыш быстро замерзает.

Воздушные ванны помогают термоадаптации новорожденного. Во время воздушной ванны малыш может лежать в распашонке или голенький, в зависимости от температуры воздуха в помещении. Если достаточно тепло (22 - 24 градуса), то малыш может полежать некоторое время голенький. Если температура ниже (20 - 22 градуса), то лучше, чтобы малыш лежал в распашонке. Проводя воздушные ванны нужно внимательно следить за ребенком, чтобы он чувствовал себя комфортно и не замерз. Следует отметить, что новорожденный не испытывает такого чувства холода как взрослый человек. Скорее он ощущает телесный дискомфорт, что выражается в беспокойном поведении.

Как определить, что ребенок замерз. Если малыш выглядит спокойным и довольным, у него теплый носик и складочки в локтевом сгибе и под коленями, значит, он не испытывает холода. Если же у малыша холодный носик, остыли складочки, его следует немедленно согреть в материнских объятиях. Но будет гораздо лучше, если мама не доведет своего ребенка до негативных ощущений.


Потребность в сосании.

Новорожденный испытывает потребность в сосании, удовлетворение которой даст ему ощущение комфорта и защищенности. Осуществляя акт сосания, малыш спасается от чувства телесного и душевного дискомфорта, связанного с адаптацией к новым условиям жизни. Давно замечено, что сосание успокаивает ребенка и делает его сонливым. Причиной этого является повышение уровня холецистокинина в крови, который вырабатывается в верней части двенадцатиперстной кишки , способствует эвакуации пищи из желудка в кишечник и усиливает пищеварение. Помимо этого холецистокинин вызывает успокоение и «послеобеденную» сонливость, а также активизирует все свойства памяти и запечатления, увеличивая способность к обучению. Исследования показали, что чем младше дети, тем выше у них уровень холецистокинина в крови после кормления, и они прекрасно засыпают, несмотря на малый объем пищи в период становления лактации у матери.

Потребность в сосании дети реализуют за счет грудного вскармливания. Помимо этого младенцы сосут свои пальчики и кулачки. Это невинное детское занятие очень часто считается дурной привычкой, которую пытаются искоренить самыми разными способами. Такое мнение неверно. Сосание рук - это внутриутробная привычка младенца, которая постепенно угасает за счет продолжительньк и частых прикладываний к материнской груди по любому поводу. Преувеличенное сосание рук встречается у детей при неудовлетворенности кормлением грудью и плохом уходе. Если базовые нужды ребенка не удовлетворяются полностью или вообще не удовлетворяются, то он пытается активным сосанием достичь ощущения комфорта и таким образом компенсировать свои негативные переживания.

Очень часто родители, боясь привычки ребенка сосать руки, приучают его к пустышке. Этого делать не следует, поскольку пустышки и соски, примененные до формирования устойчивого навыка захватывать и сосать материнскую грудь, могут стать причиной отказа ребенка от грудного вскармливания. Этот навык формируется у детей в течение первых 2 месяцев жизни, и именно до этого времени нельзя знакомить ребенка с пустышкой. Кроме этого пустышки являются источником инфицирования и неблагоприятно влияют на формирования прикуса.


Потребность в комфортном сне.

Особенности сна новорожденного. Сон новорожденного значительно отличается от сна взрослого человека. У новорожденного фаза глубокого медленного сна наступает не сразу после засыпания, а лишь через 20-30 минут. Кроме того, глубокий сон младенца длится не более 1 часа, а затем он сменяется быстрым сном и веки малыша начинают двигаться, он меняет позу, вздрагивает, на его лице меняются гримасы - то он улыбается, то вдруг нахмурится, то всхлипнет, и его губы искривятся в гримасе скорби. У младенцев циклы медленного сна значительно короче, а циклы поверхностного быстрого сна продолжительнее, поэтому их сон вдвое более чуток, чем у взрослых, и они быстро пробуждаются, если ощущают дискомфорт. Если у ребенка нарушен психоэмоциональный контакт с матерью или он испытывает неудовлетворенность окружением, он вообще с большим трудом погружается в медленный сон, их мозг постоянно находится в возбужденном состоянии.

По мере роста ребенка периоды глубокого сна удлиняются, а поверхностного укорачиваются. Родители должны знать заранее об особенностях сна новорожденных и запастись терпением.

Как правильно организовать сон новорожденного? Чтобы сделать сон младенца более комфортным, существуют следующие правила:

  • по возможности сон новорожденного и матери должен быть совместным;
  • помещение следует проветривать перед тем, как ребенок укладывается спать. В помещении, где спит ребенок не должно быть сквозняков и любого движения воздуха;
  • малыши чувствуют себя комфортно, когда они спят в тепле и утыкаются носиком в теплую мамину грудь или подушку;
  • новорожденный и грудной ребенок лучше всего засыпает под грудью матери, когда она слегка укачивает его;
  • если малыш заснул на руках, то прежде, чем перекладывать его в коляску или кровать, необходимо дождаться погружения в глубокий сон, т.е. 20 – 30 минут;
  • если новорожденный спит раздельно с мамой, то его лучше укладывать спеленатым. Это имитирует внутриматочное комфортное состояние и препятствует пробуждению во время движений во сне;
  • во время сна ребенка необходимо избегать громких звуков. Это может привести к боязни громких звуков в дальнейшем, либо наоборот, к отказу спать в тишине.

Адаптация к новому пространственному объему.

Новорожденный из условий тесной матки попадает в новый пространственный объем. Ничем не ограниченное пространство пугает малыша и может стать причиной неадекватных реакций, поэтому новорожденные нуждаются в мягкой адаптации к новому пространству. Провести такую адаптацию помогают правильно организованные: спальное место (если малыш спит отдельно от матери), пеленание и прогулки.

В первые 2-3 месяца жизни нет необходимости в детской кроватке. Гораздо больше ребенку этого возраста подойдет коляска или колыбелька, имеющие маленький пространственный объем. Если же кроватка уже приобретена, для того чтобы ее использовать необходимо изнутри по периметру спальное место обложить подушками (уменьшить пространство). Жесткие матрацы на это время необязательны.

Пеленание. Чтобы сформировать у малыша положительное отношение к новому миру, нужно вернуть ему привычное положение тела. Это помогают сделать тесные мамины объятия, ношение ребенка в перевязи и пеленание. Особенно это актуально в период беспокойства малыша или во время сна, если малыш спит раздельно с мамой. Некоторые новорожденные с трудом привыкают к водным процедурам, и тогда родителям можно рекомендовать начинать купание малыша в пеленке. Как только новорожденного упеленывают, придав ему внутриутробную позу, он тут же успокаивается. В данном случае идет речь не о тугом, а о свободном пеленании, дающем возможность ребенку совершать движения ногами и руками.

Академик Аршавский Илья Аркадьевич в своей брошюре «Ваш ребенок у истоков здоровья» рекомендует: «Одежда для новорожденных должна обеспечивать сохранение ребенком позы сгибательного гипертонуса. Это, в частности, позволяет уменьшить поверхность его тела и снизить теплоотдачу. Рекомендуемое и поныне тугое пеленание, при котором насильственно вытягивают ручки и ножки младенца, не только нарушает химическую теплопродукцию, но и увеличивает поверхность теплоотдачи. Кроме того, тугое пеленание в какой-то степени препятствует нормальному кровообращению и может отрицательно сказаться на развитии нервно-мышечной системы. Наконец, тугое пеленание сразу после рождения заглушает в ребенке естественный «инстинкт свободы» (по И. П. Павлову - «рефлекс свободы»). Этот «восточный» обычай неосознанно вызывает у ребенка привычку подчиняться, подавляет волю, затрудняет поиск своего «Я» и в конечном счете весьма вредно влияет на психику развивающегося индивидуума.

Физиологически обоснованной для новорожденного может быть лишь одежда, не стесняющая естественной позы ребенка, не препятствующая осуществлению его специфических движений. Спецификой новорожденных являются резкие нескоординированные двигательные акты руками и ногами, которые являются наследием внутриутробной жизни. Эти движения называют «вскидываниями». Рядом с матерью и у нее на руках, либо в перевязи, ребенок спокойно спит без пеленки, так как оказывается плотно прижатым к маме, и это препятствует «вскидываниям».

Постепенно ребенок привыкает к своим рукам и координирует их движения более уверенно. Это происходит примерно к 10 - 30 дню жизни, и с этого времени перестают себя будить резкими движениями. Однако некоторые дети проявляют желание спать спеленутыми вплоть до 2 - 3 месяцев. Грудных детей следует пеленать до тех пор, пока они не пожелают выйти из пеленок. В этом случае произойдет постепенное привыкание к новому пространственному объему и психика ребенка не пострадает.

Прогулки. Прогулки с новорожденным прежде всего связаны с адаптацией к новому пространственному объему. Поэтому прежде, чем выходить с малышом на улицу, необходимо, чтобы он привык к громадному для него пространству комнаты. Переход из пеленок в просторы комнаты, а затем из комнаты под открытое небо улицы должен осуществляться постепенно и очень осторожно. В среднем это привыкание происходит за 30 - 40 дней. В летнее время прогулки можно начинать раньше - с 20 - 30 дней жизни и, желательно, прикрывать коляску накидкой, ограничивая обзор ребенку.

Длительность первой прогулки не должна превышать 15-20 минут. Удлинять время прогулки нужно постепенно, каждый день прибавляя по 5 - 10 минут, чтобы к концу недели довести длительность прогулки до 1 часа. После этого в летнее время длительность прогулки можно увеличивать произвольно в зависимости от погодных условий и самочувствия мамы и малыша. В зимнее время длительность прогулки можно увеличить до 1,5 - 2,5 часа, а если мороз ниже 10 градусов, от прогулок можно воздержаться до потепления. Зимний морозный воздух способствует длительному сну ребенка, поэтому время для прогулки можно использовать для большого дневного сна. Если у мамы есть время, то прогулки организовываются 2 раза в день по 1 - 2 часа, если ее время ограничено, то вполне достаточно одной длительной прогулки.

Выставлять детей на балкон на время сна не рекомендуется, так как на балконе создаются вихревые потоки воздуха, и ребенок может легко простудиться.


Как реагировать на плач ребенка?

В течение первых трех месяцев жизни все дети много плачут. Плач - это единственная возможность новорожденного сообщить матери о том, что ему плохо. Чтобы у него сформировалось благоприятное впечатление о мире, ни одна его просьба о помощи не должна быть оставлена без внимания. Более того, реакция матери должна быть молниеносной. Чем быстрее мать приходит на помощь ребенку, тем меньше страдает его нервная система и тем благоприятнее складывается его впечатление о новой среде обитания.

Интересно, что отношению матери к детскому плачу диктуют ее интеллектуальный уровень и культурные корни. Дети американцев и уроженцев Западной Европы плачут значительно дольше и чаще. Антрополог из Корнелльского университета и автор книги «Наши дети, мы сами» Мередит Смолл говорит: «На Западе мать откликается на плач своего ребенка в среднем через минуту - она обычно берет его на руки и успокаивает. Дети, появившиеся на свет там, где еще сохранилась первобытная цивилизация охотников и собирателей ( в Ботсване, например), плачут также часто, но по времени - вдвое меньше. Отклик африканской матери происходит через 10 секунд и заключается в том, что младенца подносят к груди: там детей кормят около 4 раз за час, причем вне всякого расписания, как ни дико покажется это нашим помешанным на режиме мамашам. ...Сейчас во всем мире отношение к младенческому плачу меняется -за ребенком стали признавать право требовать к себе внимания».

Полезен или вреден плач? Многие современные родители думают, что старая пословица, гласящая «чем бы дитя не тешилось - лишь бы не плакало», предлагает им любыми способами занимать хнычущего ребенка, чтобы он не мешал им делать свои дела. Однако в эту пословицу вкладывался другой смысл. Опытные родители хотели донести до молодых ту простую истину, что ребенок вообще не должен плакать. Считалось, что младенцу плакать вредно, так как это портит его характер и мешает его нормальному развитию. Это мнение абсолютно справедливо. Плакать постоянно может либо больное дитя, либо дитя при невнимательных родителях.

Мнение, что плача ребенок развивает легкие, - это оправдание для тех, кто не может, а главное не хочет грамотно ухаживать за малышом. Более того, длительный крик ребенка опасен для его здоровья. При длительном крике у ребенка на фоне поверхностного дыхания наступает нарушение вентиляции нижних отделов легких. Это приводит к снижению внутриальвеолярного и внутритканевого давления, возникновению отека тканей легкого, выключению участка легкого из акта дыхания и спадению альвеол. Нарушение вентиляции нижних отделов легких при длительном плаче с «закатываниями» связано, помимо изменений диафрагмального дыхания, с бронхоспазмом. В результате у ребенка развивается ателектаз - спадение альвеол участка легкого. «Осложнениями ателектазов являются пневмонии, развившиеся на спавшемся участке, пневмосклероз и бронхоэктазы. Ни один патологический процесс в легких так часто не вызывает бронхоэктазий, как это наблюдается при ателектазе».

Здоровый ухоженный младенец не станет плакать без причины. Если же малыш заплакал, значит его что-то беспокоит и надо разобраться в причинах плача, чтобы как можно быстрее их устранить.


Причины плача новорожденного.

Главными причинами плача новорожденного являются:

  • необходимость в телесном (физическом) контакте с матерью;
  • неблагоприятные воспоминания о родах и внутриутробном периоде;
  • желание удовлетворить сосательный рефлекс и снять ощущение дискомфорта;
  • желание заснуть, чувство усталости и общего дискомфорта;
  • повышенная чувствительность кожи, ощущение холода, желание чтобы его покачали;
  • необходимость в мочеиспускании или опорожнении кишечника;
  • недомогание ребенка (внутричерепное давление, расстройства нервной системы, повышенная возбудимость, гипертонус, гипотонус мышц, физиологические явления адаптационного периода, начало инфекционного или простудного заболевания, кожные заболевания или опрелости);
  • тревога или испуг, страх за свою целостность, неудовлетворенность контактом с мамой или окружением;
  • реакции на геомагнитные, атмосферные явления, фазу Луны.

Как мы видим основные причины плача малыша - нарушение адаптации к внеутробным условиям существования, поэтому дети, уход за которыми организован согласно принципам мягкой адаптации, очень мало плачут. Многие родители боятся, что реагируя на каждый писк младенца и удовлетворяя все его потребности, они его избалуют. Эти опасения лишены, каких бы то ни было оснований, поскольку малыша до 1 года избаловать невозможно. Для ребенка этого возраста можно лишь создать ощущение уверенности в надежности окружения или эту уверенность полностью разрушить.


Виды плача.

По плачу новорожденного опытная мать может определить его причину. Плач голодного ребенка отличается от плача при боли и дискомфорте. Рассмотрим характерные признаки различных видов плача.

  • Призывный плач - ребенок кричит 5-6 секунд, затем делает паузу на 20 -30 секунд, ожидая результата, затем вновь кричит примерно 10 секунд и снова затихает на 20 - 30 секунд. Этот цикл повторяется несколько раз, при этом период плача постепенно увеличивается, пока не переходит в сплошной.
  • Голодный плач - начинается с призывного плача. Если мать подошла и взяла на руки, но не предложила грудь, то плач переходит в сердитый крик, сочетающийся с поисковыми движениями головой, причем во время поисковых движений ребенок замолкает. Если мать и после этого не дает грудь, то требовательный плач переходит в плач с захлебываниями.
  • Плач при боли - это плач с оттенком страдания и безысходности. Это достаточно ровный непрекращающийся плач, в котором периодически возникают всплески отчаянного крика, которые, видимо, соответствуют усилению болевых ощущений.
  • Плач при мочеиспускании - похож на писк или хныканье, которое может прейти в крик непосредственно перед моментом мочеиспускания, если мать не понимает ребенка и не оказывает ему помощи (не высаживает или не дат грудь).
  • Плач при желании заснуть - довольно ровное хныканье - жалоба, сопровождающееся зевотой и частым закрыванием глаз.

Правила поведения родителей при плаче ребенка.

  1. Первое и самое главное правило: если малыш заплакал, его необходимо взять на руки и дать грудь. А если он заплакал на руках, ему нужно предложить грудь и покачать.
  2. Если ребенок не успокаивается и отказывается взять грудь, а мать не может понять характер плача - выяснить его причину. Для этого нужно попробовать высадить ребенка или поменять пеленки, если он уже все сделал самостоятельно, попробовать покачать малыша и уложить его спать. Если это не дает быстрого результата, необходимо проверить и устранить возможные причины раздражения кожи: проверить одежду, состояние коляски или спального места, проверить, не завернулось ли ушко малыша, нет ли опрелостей или высыпаний.
  3. Пытаясь успокоить ребенка, мама сама должна быть спокойной. Довольно часто дети плачут, реагируя на раздражение и нервозность матери или общую недоброжелательную обстановку в семье. Поэтому женщине необходимо успокоиться и устранить источник раздражения.
  4. Если эти меры не дают результата, значит, причины плача либо являются результатом грубых ошибок в уходе и следует обращаться за помощью к консультантам по уходу, чтобы срочно его налаживать, либо кроются в недомогании ребенка и надо вызывать врача.

Пока родители дожидаются прихода специалистов, нельзя бросать ребенка на произвол судьбы. Его следует постоянно носить на руках, часто прикладывать к груди, менять пеленки и следить за состоянием кожи, поскольку эти меры в любом случае улучшают состояние младенца.