Медицинская академия «Генезис»
+7 495 21 21 311
Время работы:
ежедневно
8:00 - 21:00

> > Условия для формирования здоровой психики ребенка

Условия для формирования здоровой психики ребенка


Выделяют 3 основные условия для формирования здоровой психики ребенка.

  1. Поддерживающее окружение, обеспечивающее благоприятные условия для развития малыша.
  2. Мягкая адаптация новорожденного к условиям внеутробного существования и создание у него благоприятного впечатления об окружающем мире.
  3. Исключение ошибок в уходе за новорожденным и грудным ребенком.

1. Поддерживающее окружение.

Понятно, что при отсутствии благоприятных условий самые богатые врожденные способности не получат возможности проявиться. Поддерживающее окружение новорожденного и грудного ребенка складываются из материнской опеки, поддержки родственников, помощи специалистов и взаимоотношений матери с другими матерями.


2. Мягкая адаптация новорожденного к новым условиям жизни.

Рождающийся ребенок, как мы уже знаем, это не чистый лист бумаги, а существо, обладающее собственным уникальным опытом. Китайская мудрость гласит, что при рождении ребенку уже 9 месяцев. Эти месяцы ушли на то, чтобы приспособиться к жизни в утробе, а потом нужно еще 9 месяцев, чтобы от нее отвыкнуть. Таким образом, адаптация ребенка к внеуторобному существованию происходит' на протяжении всего первого года жизни.

Новорожденный помнит, что, когда его окружали материнские запахи, вкусы, звуки, ему было хорошо и спокойно, он переживал положительные эмоции и чувствовал себя в полной безопасности. После рождения ребенок нуждается в сохранении прежних ориентиров, что может быть достигнуто лишь за счет постоянного присутствия рядом матери. Продолжение физического союза с матерью позволяет младенцу достичь чувства защищенности и ощущения прежнего комфорта. Физический контакт с матерью - это первое и самое важное условие мягкой адаптации новорожденного к новым условиям жизни, выполнение которого является гарантом полноценного развития младенца.

Перечислим составляющие физического контакта с матерью.

  • Стимуляция кожных покровов. Выражается прежде всего в материнских прикосновениях, поглаживаниях, поцелуях, ощупывании всех частей тела ребенка, а также в простых объятиях и тисканье. Материнские прикосновения стимулируют не только кровообращение ребенка, они обеспечивают развитие эндокринной, иммунной и нервной систем, стимулируют перистальтику кишечника и т.д. В результате проведенных опытов на крысах, было установлено, что при разделении матери и ее детенышей, последние начинают резко отставать в росте. Оказывается, что когда мать перестает вылизывать крысят, у них прекращает вырабатываться гормон роста. Эксперименты показали, что тактильная терапия воздействует на увеличение массы и у детей. Тактильная терапия также снимает стрессовые состояния: в моче новорожденных, получавших сеансы массажа, ниже содержание кортизола, который в определенной концентрации способен уничтожать факторы иммунной защиты. Активная стимуляция кожи младенца происходит и при ношении его на руках, и при кормлении грудью, и при совместном сне.
  • Холдинг. «Осуществлять холдинг» означает «нянчить», «заботиться». В узком смысле «to hold» означает «держать на руках». Холдинг, или ношение на руках, необходим поскольку наиболее полно обеспечивает физический контакт с матерью, а следовательно, и ежедневную физиологическую норму тактильной стимуляции кожи ребенка. Кроме этого холдинг стимулирует развитие вестибулярного аппарата и коры головного мозга ребенка, что не происходит, когда новорожденный ребенок почти постоянно находится в кроватке. Мать согревает младенца своим теплом, и окружает аурой запахов и звуков, которые ему прекрасно знакомы. Поэтому матери следует использовать любую возможность, чтобы взять ребенка и поносить его на руках. В своих статьях Винникот неоднократно отмечал, что нянчась с младенцем необходимо это делать правильно. Ребенок, которого достаточно хорошо держат на руках, отличается от ребенка, которого держат неудовлетворительно. Если мать не овладела искусством ношения ребенка на руках, он будет отставать в развитии. Амермканские педиатры и психологи Уильям и Марта Серз рекомендуют ношение детей в беби -слинге, или проще говоря перевязи. Это нехитрое приспособление, напоминающее «модернизированный» цыганский платок, одевается через голову и плечо мамы, ребенок в положении лежа, полулежа или сидя размещается спереди, под грудью матери. Таким образом не создается нагрузки на позвоночник ребенка и он оказывается плотно прижатым к маме. Находясь в перевязи, он может спать, играть или сосать грудь. При этом у мамы свободны обе руки, и она одновременно занимается с другим ребенком или своими делами. Прослужит перевязь с рождения ребенка до 3 лет.
  • Укачивание младенца всегда вызывало множество споров. Раньше считалось, что это дурная привычка, которую не надо поддерживать. Укачивание также необходимо ребенку, как и непосредственный контакт с матерь. Более того, это физиологическая потребность, удовлетворение которой необходимо для полноценного развития вестибулярного аппарата. Во время беременности мать постоянно качала ребенка в ритм своих шагов, обеспечивая развитие органа равновесия. Поэтому можно рекомендовать матери укачивать младенца на руках или в коляске, укладывая его спать. Следует отметить, что размеренное укачивание младенца на руках оказывает положительное влияние на нервную систему матери. Ритмичные движения успокаивают и расслабляют женщину, создают у нее ощущение комфорта и улучшают сон.
  • Совместный сон с матерью также является физиологической потребностью и необходим новорожденному для полноценного развития нервной системы. Малыш нуждается в чувстве безопасности и постоянном присутствии мамы, без которой он не в состоянии выжить. Совместный сон с мамой обеспечивает малышу привычный внутриутробный комфорт. Во многих странах Африки, Азии и Латинской Америки родители принципиально спят вместе с детьми, чтобы дети не беспокоились и крепче спали. «Исследования показали, что дети, которые спят в одной постели с родителями (или старшими братьями и сестрами), чаще просыпаются и требуют кормления, но зато реже плачут, а кроме того, от матери они получают поток тактильных, обонятельных и двигательных ощущений, весьма важных для стимуляции развития. В дальнейшем такие дети лучше спят и не страдают от кошмарных сновидений» (Меридит Смолл, 1998). Совместный сон матери и ребенка чрезвычайно важен для профилактики синдрома внезапной детской смертности. Постоянная тактильная стимуляция новорожденного за счет материнских прикосновений, обеспечивает нормальную функцию дыхательной системы.
  • Запахи и звуки матери. При осуществлении физического контакта с матерью, когда мама прижимает малыша к себе, держит его на руках, спит вместе с ним, немаловажно, что ребенок ощущает знакомый запах матери и слышит звуки материнского организма. Умиротворяющий звук ее сердца и ритм дыхания, ласковый голос матери позволяют чувствовать себя защищенным.
  • Следующим важным продолжением симбиотического единства с матерью и условием мягкой адаптации является грудное вскармливание. Оно обеспечивает полноценный физический и психоэмоциональный контакт матери и ребенка. Это продолжение связи, которая во время беременности осуществлялась через пуповину. Грудное вскармливание как нельзя лучше помогает воспроизвести для новорожденного привычную вкусовую среду. Молозиво и молоко матери имеет вкус, подобный вкусу околоплодных вод, которые плод заглатывал с 16 недели эмбрионального развития. Секрет, выделяемый железами ареолы материнской груди, имеет запах, подобный запаху околоплодных вод. Поскольку малыш сохраняет внутриутробную привычку очень часто сосать (чаще свой палец) и помнит вкус околоплодных вод, частое прикладывание к груди позволяет ему сохранить и применить свои привычки. К 6 дню жизни дети узнают запах молока матери и предпочитают его запаху молока чужой женщины.

По рекомендациям ВОЗ, чрезвычайно важно, чтобы ребенок находился на исключительно грудном вскармливании до 6 месяцев (24 недели) жизни. Необходимо, чтобы ребенок прикладывался к груди, как только захочет, и сосал столько времени, сколько он хочет, т.е. кормился по требованию. Прикладывание к груди является также полноценным средством для компенсации стрессов ребенка. Если малыш расплакался от боли или страха, мать дает ему грудь, и он очень скоро успокаивается, забыв о своем горе. Поэтому, согласно рекомендациям ВОЗ желательно сохранить грудное вскармливание как можно дольше. Оно полезно как на первом, так и на втором и третьем году жизни, и даже дольше.

Вот что говорит о контакте матери и ребенка посредством грудного вскармливания академик И. А. Аршавский: "Когда мать впервые видит своего только что родившегося ребенка, когда она начинает его кормить - лицо и, особенно, глаза матери приобретают черты ни с чем не сравнимой духовной красоты. А ее наслаждение несравнимо ни с какими другими эмоциями во всей ее жизни. У матери как бы пробуждается всепоглощающая нежность к только что рожденному ею ребенку. Все жизненные невзгоды кажутся матери несущественными и отходят на второй план, весь внутренний духовный мир матери как бы облагораживается. Это материнский инстинкт, пробуждающийся даже у тех женщин, которые первоначально и не хотели иметь ребенка. Такое чувство наслаждения повторяется и при каждом последующем кормлении грудью. Сосательные движения ребенка рефлекторно стимулируют у кормящей матери образование тех гормонов и, в частности, нейропептидов, в числе которых эндорфин, нейтрализующий болевые ощущения и вызывающий положительные эмоции ("радостные ощущения"). Эти гормоны с молоком матери получает и ребенок, у которого тем самым вызываются ответные положительные эмоции. В него как бы "вливается доброта", которую "недополучают" дети, вскармливаемые искусственно.

При рождении физиологически зрелого ребенка и раннем начале вскармливания грудью у младенца обычно вызываются только положительные эмоции. Отрицательные эмоции могут возникнуть (у физиологически зрелого младенца) лишь при несоблюдении гигиенических условий или неправильном поведении родителей и других окружающих лиц. Принятые в литературе указания, что якобы дети родятся с отрицательными эмоциями и лишь позднее возникают положительные, не соответствуют действительности».


Психоэмоциональный контакт с матерью является неотъемлемой частью мягкой адаптации новорожденного. Как мы уже говорили, ребенок наделен испытывать те же эмоции, которые испытывает его мать. Помимо физических прикосновений матери малыш нуждается в общении с ней, которое выражается во взглядах, ее мимике, ласковых речах, обращенных к нему. Общение матери и ребенка чрезвычайно важно для развития зрения, слуха и способности ребенка к общению и речи в дальнейшем. Поэтому, мать должна общаться с ребенком, сопровождая свои действия словами с первых дней его жизни.

Для полноценного общения матери и ребенка огромное значение имеет акт кормления грудью, при условии его достаточной длительности и повторяемости. Мы неоднократно говорили выше об особой настроенности новорожденного на общение с матерью. Все приспособлено для этого: способность сфокусировать взгляд на расстоянии лица матери во время кормления, немигающий взгляд младенца, его способность выделять лица, и не просто лица, а «говорящие» лица, а также его удивительная способность к имитации. Таким образом, общаясь с матерью, он подражает ей, и уже на этом этапе усваивает законы общения и чувство сопричастности. Отклик матери прикладыванием к груди не только на голод, но также на беспокойство и тревогу создают для ребенка ту атмосферу любви и защищенности, без которых невозможно полноценное развитие его интеллекта и психики. Именно у груди и на руках у матери осуществляется постепенное усложнение форм общения, углубление психологической взаимосвязи, любви и поддержки в познании.

Естественно, что при такой высокой степени связи матери и младенца в процессе грудного вскармливания и ухода формируется целый комплекс более сложных психофизиологических отношений - базы будущей социализации ребенка. Впоследствии зависимость ребенка от материнского молока и самой матери будет уменьшаться, но сформированные в процессе их физического и эмоционального общения связи, а также отношения матери и ребенка останутся пожизненной основой внутрисемейных отношений, отношений между поколениями и, возможно, в обществе в целом. Последующая социализация ребенка и его развитие будут строиться на основе материнской любви и заботы, закрепленных в процессе ухода и естественного вскармливания в раннем детстве.


Третье условие формирования здоровой психики ребенка - исключение ошибок в уходе.