Медицинская академия «Генезис»
+7 495 21 21 311
Время работы:
ежедневно
8:00 - 21:00

> > Основы формирования здоровой психики новорожденного и уход за ним

Основы формирования здоровой психики новорожденного и уход за ним


Благополучное развитие новорожденного и его благоприятное отношение к внешнему миру являются основой его психического здоровья.

Личность ребенка, его характер, наклонности и многое другое формируется на более поздних ступенях развития, но только при условии удачного начала все, что происходит потом, даст положительный эффект.

Успешное начало имеет жизненную важность для каждого ребенка, поэтому так необходимо в первые месяцы жизни обеспечить для него хороший уход, который одновременно подразумевает правильно организованное питание и средство воспитания.

Сегодня точно известно, что хороший уход за новорожденным является гарантом правильного развития его психики, а в случае неблагоприятных родов, мерой коррекции и профилактики последствий родового стресса. Организация хорошего ухода за новорожденным и грудным ребенком возможна только при условии глубокого понимания его психологических особенностей и значения его внутриутробного опыта.

Эти основы должны знать все специалисты, которые работают с новорожденными и грудными детьми. Но, кроме этого, эти основы должна знать каждая мать, поскольку именно она является первым воспитателем для своего ребенка, и, чтобы хорошо исполнять свою материнскую миссию, она должна знать психологию новорожденного и грудного младенца, а также понимать суть своих взаимоотношений с ним.


Большой вклад в область исследования психологического состояния новорожденного внес Дональд Вудс Винникот, который еще в 50 — 60 года писал:

... ребенок никогда не был матерью. Он не был даже еще и ребенком. Для него все впервые, все является первоначальным опытом. Отсутствуют мерки. Время для него измеряется не часами или движением солнца с востока на запад, а дыханием матери и тем, как бьется ее сердце, ростом и спадом инстинктивных желаний и другими немеханическими «приборами». ...На ранних ступенях эмоционального развития, пока чувства еще не упорядочены, пока еще нет того, что можно назвать «автономным эго», ребенок испытывает огромную тревогу. ...Эмоциональное страдание на этой ступени сродни панике, а паника - ничто иное, как защита от непереносимой муки, когда даже самоубийство представляется лучшим выходом.


В результате многочисленных работ психоаналитиков и психиатров, удалось установить и описать чувства новорожденного.

Новорожденный младенец обладает чрезвычайно высокой чувствительностью, где особо следует выделить чувствительность кожи и обоняния. Рождение переносится им как страдание. Это первичное страдание может выражаться в таких общих переживаниях, как ощущение бесконечного падения, разъединения психики и сомы, переживание тревоги, страха за свою жизнь, сочетающихся с невероятной болезненностью кожи. Эти ощущения тем более впечатляющи, если учесть, что младенец является полностью зависимым и не может организовать защиту ни на физическом, ни на психическом уровне.

Новорожденный и грудной ребенок являются абсолютно зависимыми существами. Именно эта идея должна определять отношение окружающих к новорожденному ребенку и его переживаниям. Находясь в состоянии полной зависимости, ребенок имеет совершенно определенные потребности, от реализации которых зависит его состояние. Эти потребности условно можно разделить на телесные и психоэмоциональные.

К перечню телесных потребностей следует отнести: кормление и потребность в сосании; мочеиспускание и дефекацию; потребность в физическом контакте с матерью, которая выражается в необходимости ношения ребенка на руках; потребность в тепле; потребность в телесном комфорте и отсутствии боли; потребность в безопасности, которую можно охарактеризовать как необходимость в защите от сильных воздействий (громкие звуки, свет, направленный прямо в глаза, резкое падение, слишком быстрое перемещение и т.д.).

К перечню психоэмоциональных потребностей следует отнести: потребность в контакте с матерью, потребность в положительных эмоциях, потребность в познании, потребность в ощущениях (запахи, звуки, вкусы, цвета и образы, тактильные ощущения и т.д.), потребность в общении. Винникот так говорит о них: «Возможно, ребенку нужно войти в ритм дыхания матери или даже услышать или почувствовать, как бьется ее сердце. Или младенцу необходимы запахи матери и отца, или звуки, которые обозначают живое, или краски, движение».

Все эти потребности у ребенка существуют, но в младенчестве он не способен удовлетворять их самостоятельно. Новорожденный, находящийся в полной зависимости от взрослого, не способен отвечать за свою жизнь, поэтому его не следует предоставлять самому себе даже на очень короткое время

Зависимость младенца не ограничивается периодом новорожденности. Она продолжается в течение всего периода грудного вскармливания и раннего детства. Несомненно, эта зависимость постепенно теряет абсолютный характер и становится относительной. Рано или поздно ребенок вырастет и обретет относительную независимость, но пока он зависим, чтобы вырасти и развиться как личности, ему жизненно необходимо получать чью-то поддержку. Дать младенцу необходимую поддержку, полностью приспособив свою жизнь к его нуждам и войдя в полное соответствие с его психическим и психосоматическим развитием, может только мать.

Понятие «материнство» включает в себя способность женщины выносить, родить и выкормить грудью ребенка до определенного возраста, обусловленного его физиологическими потребностями. Для того, чтобы женщина могла реализовать материнскую функцию, она обладает материнским инстинктом, обусловленным беременностью и родами, и материнским поведением, являющимся результатом обучения и наблюдения за поведением более опытных матерей.

Пусковым механизмом для проявления женщиной материнского инстинкта по отношению к новорожденному являются роды. При физиологических родах поведение женщины определяется ее инстинктом и не поддается контролю сознания. Эта форма поведения относится к реликтовым, безусловным формам поведения, заложенным генетически.

Чем благополучнее проходят роды, чем меньше вмешательств в их ход, тем больше шансов у женщины проявить материнский инстинкт и кормить ребенка грудью. Такие вмешательства в роды, как обезболивание и стимуляция родовой деятельности, значительно снижают психоэмоциональную привязанность матери к ребенку и успешность успешного грудного вскармливания. Согласно проведенным экспериментам, самки животных, которым делали эпидуральную анестезию, покидали своих детенышей, не проявляя по отношению к ним никакого интереса.

Положительный импринтинг, прошедший без нарушений в первый час жизни ребенка как задумано природой, определяет качество эмоциональных взаимоотношений между матерью и новорожденным на протяжении всего периода роста и взросления ребенка. Определяется возможность хорошей лактации, а также способность матери чувствовать нужды ребенка и приспосабливаться к ним.


Для молодой матери естественное вскармливание ребенка является наилучшим и единственным путем формирования материнского поведения и развития материнских чувств.

Уровни материнской заботы и тревоги, степень отклика на возникающие у ребенка потребности, точность интуитивного понимания его потребностей, степень реакции на реальную или потенциальную угрозу, не насыщаемое желание в общении с ребенком и радость от длительного общения - все это определяется не родами, а почти исключительно прикладываниями к груди. Закрепление основных черт материнского поведения коррелирует с длительностью грудного вскармливания, общим числом прикладываний к груди и успешностью кормления. Однако для осуществления успешного грудного вскармливания женщины нуждаются в помощи. Часто можно услышать вопрос: «Кормление грудью естественный процесс, зачем же женщинам в этом помогать?» Грудное вскармливание является одной из самых важных составляющих материнского поведения, но сегодня в довольно редких случаях оно осуществляется лишь за счет материнского инстинкта. Чтобы современные женщины успешно кормили грудью, они нуждаются в обучении. Это положение доказывает тот факт, что в настоящее время только 10 - 14% российских женщин кормят грудью ребенка до 3 месяцев.

Впервые родившая женщина не может точно знать, как прикладывать ребенка к груди. И ребенок, хотя и в состоянии сосать, иногда не захватывает грудь ртом в достаточной мере. И матери, и малышу требуется помощь в обучении этому. Если же ребенок неправильно берет грудь, это может вызвать целый ряд проблем и в конечном итоге отказ от груди, что и наблюдается сегодня в массовом порядке. Кроме обучения самой технике правильного прикладывания малыша к груди, женщины нуждаются в большом количестве других подсказок. Они не могут подобрать удобную позу для кормления, не знают, как часто кормить, давать ли воду, когда и как вводить прикорм, хватает ли молока ребенку, что делать, если воспалились соски, возникла боль в груди, как справиться с недостатком или избытком молока и т.д. Молодые матери нуждаются в помощи человека, разбирающегося в этих вопросах.